Детские сны отличаются от взрослых

Читаем о снах » Публикация от 23.11.2011
Детский сон

В конце 1960-х годов в Институте психиатрии города Атланта начались обширные исследования по изучению детских сновидений. Работы продолжались до середины 1980-х, и результаты ее были описаны Дэвидом Фолксом (Foulkes, 1999).

На протяжении пяти лет две группы детей ежегодно проводили девять ночей в лаборатории сна. Младшая группа состояла из семи мальчиков и семи девочек (исходный возраст два-четыре года) и старшая группа — из восьми мальчиков и восьми девочек (исходный возраст восемь-одиннадцать лет). На пятом году наблюдений были введены новые группы детей семи-девяти лет для сравнения с младшей группой. В последующем исследовании участвовало уже около 80 детей: равное количество мальчиков и девочек пяти, шести, семи и восьми лет. Каждый ребенок провел в общей сложности три непоследовательные ночи в лаборатории. Но отчеты о сновидениях продолжали собираться и в домашних условиях.

Главная задача этих исследований состояла в том, чтобы описать изменения в характере детских сновидений в процессе взросления. Данные позволили сравнить сны у детей от двух до пятнадцати лет. Помимо записи отчетов проводился сбор дополнительной информации:
- результаты объективных и проективных личностных тестов,
- характеристика поведения, полученная от учителей,
- отношение родителей к воспитанию ребенка,
- коэффициент умственного развития и множество тестов на когнитивные навыки.
А первые три года летом собирались данные, полученные в ходе наблюдения за играми младших детей на площадках.

Каковы же основные результаты исследования?

1.  В ходе сравнения сновидений, записанных в домашних и лабораторных условиях (это служило контролем метода сбора материала), не было найдено признаков искажений содержания снов, записанных в лаборатории (Foulkes, 1999). Можно сказать, что лабораторные сны представляют собой более характерный образец сновидений у детей, чем собранные дома. Лабораторные сны у маленьких детей, как и у взрослых, были приземленными и реалистичными. Этот результат поразительно расходится с фрейдистской моделью развития, согласно которой можно было бы ожидать несдерживаемое проявление инстинктивных желаний и потребностей вследствие того, что плохо сформированное «эго» ребенка не может контролировать стремления «ид» (Foulkes, 1979).

2.  Сны, зафиксированные на протяжении детства, обнаруживали четкий рисунок развития. Соответствующие данные приведены в таблице.

Этапы развития сновидений во время быстрого сна (по изданию Foulkes, 1999)

 

0-й

1-й

2-й

3-й

Примерный возраст, лет

0-3

3-5

5-7

7-9

Частотность сновидений

Нет

Редкая

Редкая, но постоянно растет

Относительно частая

Форма сна

 

Нет

Изолированное событие

Простая последовательность событий

Сложное повествование

Мыслеобразы сна

Нет

Статические

Кинематические

 

Кинематические

Активное участие в своем сне

Нет

Отсутствует

 

Отсутствует

Присутствует

Первоначально периоды быстрого сна у детей «не наполнены теми организованными переживаниями, которые мы зовем сновидениями» (Foulkes, 1982). В возрасте от трех до пяти лет в среднем только 15% всех детей сообщали о сновидениях в период быстрого сна, эта цифра увеличилась до 31% к возрасту от пяти до семи лет (Foulkes, 1999). Судя по рассказам детей от трех до девяти лет, их сны становятся все длиннее и сложнее. С трех до пяти лет зафиксированные мыслеобразы в основном статичны (в записях редко используются глаголы движения). К пяти-семи годам сообщения принимают более киноподобное качество, хотя движение часто характеризует персонажей, не отождествляемых ребенком с самим собой. В отчетах о содержаний быстрого сна у детей семи-девяти лет присутствуют киноподобные эпизоды, в развитии которых спящий принимает активное участие. На этом сроке уровень вспоминания составил 43%. К девяти-одиннадцати годам этот уровень приближается к «взрослому» значению (79% по сравнению с 85-90% у взрослых).

Огромное значение имеет тот факт, что ни уровень вспоминания сновидений, ни формальные характеристики снов не были предсказаны особенностями личности, поведения и наблюдения или такими вербальными навыками, как словарный запас или умение описать статичные и подвижные картинки из памяти. Однако сравнительно хорошо их смогли предсказать зрительно-пространственные навыки, особенно результаты субтеста «кубики Косса» из теста Векслера на умственные способности и других тестов с использованием пространственного поворота фигур в уме.

Что можно сказать о сновидениях по полученным данным?

Способность видеть сны в той форме, которую взрослые признают сновидением, — это некий итог взросления ребенка,  процесса познания и самопознания. На овладение этой способностью нам требуется несколько лет. Она связана со способностью к осознанной саморепрезентации, то есть с умением создавать в сознании отображение, представление самого себя. А эта способность  зависит от эволюции и предшествующего развития других когнитивных систем (память, мышление, воображение и т.д.) (Foullkes, 1993). Маловероятно, что ею обладают другие млекопитающие, кроме высших, в форме, образующей сновидения.

Оставить свой комментарий:
12345
e-mail нигде не выводится, нужен лишь для отправки уведомлений