Эксперименты по телепатической передаче образов спящему
Предыстория
В течение шести лет, начиная с 1948 года, в Американском обществе психических исследований (ASPR) существовал комитет, специализирующийся на пси-исследованиях в контексте психоанализа, в которых иногда сообщалось о телепатических снах. Одним из членов комитета был Монтегю Ульман (Montague Ullman), нью-йоркский психиатр и парапсихолог. Интерес Ульмана был вызван тем, что ему периодически снились сны, которые, по его мнению, свидетельствовали о телепатии. Он описывает случай, когда ему приснилось, что его одноклассник среднего возраста и плотного телосложения неожиданно появился в качестве артиста балета в опере. Вскоре после этого он узнал, что одноклассник действительно был танцором и только что впервые выступил в Метрополитен-опере. Ульман также заметил, что иногда его пациенты сообщали о снах с телепатическим содержанием. В первые годы существования Британского общества психических исследований он читал работы Фредерика Майерса (Frederic Myers), Эдмунда Гурни (Edmund Gurney) и других ученых, которые обратили его внимание на связь между очевидными случаями телепатии и измененными состояниями сознания.
Ульман попытался проверить этот феномен в ходе целенаправленных экспериментов, начав их в 1953 году вместе с ассистентом-исследователем ASPR Лорой Дейл (Laura Dale). Пара ежедневно записывала свои сны, иногда обнаруживая телепатические соответствия, связанные с последующими жизненными событиями. Затем они экспериментировали с "дормифоном" - устройством, предназначенным для того, чтобы будить спящего через определенные промежутки времени в течение ночи и воспроизводить записанное ранее сообщение (например, «Что тебе снилось?» «Где это происходило?» «Кто был в твоем сне?»). Из 501 сна, собранного в течение двух лет, около 10 % оказались паранормальными.
Новый подход к экспериментальному исследованию сновидений стал возможен в 1953 году с открытием фазы быстрого сна (REM), во время которой происходят наиболее яркие сновидения. Наблюдение за такими периодами с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) позволило точно отследить фазы сна испытуемого. Ульман стал будить испытуемых именно в фазу REM для получения рассказа о сновидениях. В 1960 году он провел экспериментальные исследования с Эйлин Джей Гарретт (Eileen J Garrett), практикующим медиумом и основательницей Фонда парапсихологии, которая финансировала это предприятие, а также выступала в качестве участника экспериментов. Гарретт получила несколько поразительных результатов, как и некоторые другие участников.
В 1961 году, воодушевленный полученными результатами, Ульман прекратил свою частную психиатрическую практику и перешел на постоянную работу в больницу при Медицинском центре Маймонида, где уже в следующем году смог организовать лабораторию сна. А в 1964 года в ней уже начал работать Стэнли Криппнер (Stanley Krippner).
Методика
Для изучения возможности передачи телепатических сигналов от одного человека к другому во время сна был разработан следующий протокол:
- В эксперименте участвуют два человека: «отправитель» и «получатель».
- «Получатель» засыпает в лаборатории сна.
- «Отправитель» в другой комнате сосредотачивается на случайно выбранном изображении и пытается мысленно передать этот образ «получателю».
Перед тем как заснуть, «получатель» подключался с помощью электродов на коже головы и веках к монитору ЭЭГ и монитору REM. В конце каждой REM-фазы испытуемого будил один из экспериментаторов и просил рассказать о содержании сновидений. После пробуждения утром экспериментатор еще раз просил испытуемого подробно рассказать о снах. Все эти разговоры записывались на диктофон.
Ночью после засыпания испытуемого в отдельной акустически экранированной комнате раздавался звонок, после чего «отправитель» вскрывал запечатанный конверт, извлекал находящуюся в нем художественную гравюру и пытался телепатически воздействовать на сновидения «получателя» с помощью содержащихся в ней образов. Картинка случайно выбиралась из двенадцати художественных гравюр размером с открытку, отобранных на основе эмоциональной интенсивности, яркости, цвета и простоты, - каждая была запечатана в непрозрачный конверт. Процесс случайного выбора был разработан таким образом, чтобы никто, кроме «отправителя», не знал содержание целевой картинки в течение всего эксперимента.
Полный набор из двенадцати картинок и расшифрованные отчеты о сновидениях были отправлены трем независимым экспертам, которые разложили картинки в порядке наибольшего сходства с отчетами о сновидениях и дополнительно оценили уровень своей уверенности в этом выводе. Если фактическая картинка, которую передавал «отправитель», оказывалась в шести верхних строчках рейтинга, это считалось попаданием в цель. В большинстве случаев, но не во всех, «получателя» также просили провести ранжирование.
Исследования
За все время было проведено 13 официальных исследований. Еще три исследования были пилотными, направленными на выявление перспективных участников и проверку новых подходов.
Уильям Эрвин (William Erwin)
Психоаналитик, выступал в качестве испытуемого в двух исследованиях телепатии. В первой серии эксперты оценили пять картин из семи как «попадание в цель», а во второй - все восемь!
Тереза Грейб (Theresa Grayeb) и Робин Посин (Robyn Posin)
Результаты отдельных исследований телепатии с участием Терезы Грейб и Робин Посин не показали значимого результата.
Роберт Ван де Касл (Robert Van de Castle)
Одно из самых успешных исследований было проведено с Робертом Ван де Каслом, психологом, который ранее получил значительные результаты в своих собственных исследованиях сна и сновидений. Эксперты определили шесть попаданий в цель и два промаха; при этом сам Ван де Касл считал, что увидел все 8 картинок.
Малкольм Бессент (Malcolm Bessent)
Два успешных исследования были проведены с Малкольмом Бессентом, молодым британским провидцем, продемонстрировавшим дар предсказаний в реальной жизни. Но в них протокол исследования был другой: гравюра выбиралась только после того, как он просыпался утром и рассказывал о своем сне. То есть он должен был во сне увидеть, что будет изображено на картине. И в обоих исследованиях эксперты оценили семь из восьми сессий как «попадание в цель».
Алан Воган (Alan Vaughan)
В исследовании, в котором Алан Воган был одним из четырех испытуемых, отступили от обычного протокола, меняя картинку не один раз за ночь, а один раз за фазу сна. Отчасти это было сделано для того, чтобы вовлечь «отправителей» в процесс и не дать им заскучать. Результаты оказались неоднозначными, но, похоже, подтвердили, что это способствует телепатическому процессу.
«The Grateful Dead»
Решив проверить, сможет ли большое количество «отправителей» усилить телепатию во сне, Криппнер, Ульман и Чарльз Хонортон (Charles Honorton) организовали эксперимент, в котором «отправителями» были зрители рок-концерта в ночь на 15 марта 1970 года. Целевая тема была "птицы", и зрителям показывали слайды и фильмы с изображением птиц и слов, связанных с ними, в то время как группа в полночь исполняла песню "Если хочешь стать птицей". В это же время пятерых добровольцев в радиусе ста миль от места проведения концерта попросили закрыть глаза и записать то, что пришло им в голову. Двое испытуемых, одним из которых был американский певец Ричи Хейвенс, увидели образы птиц или связанные с птицами.
Воодушевленные таким образом, ученые провели шестидневный тест во время концертов рок-группы The Grateful Dead, на каждом из которых присутствовало около двух тысяч зрителей, многие из которых, по предположению ученых, находились в это время в измененном состоянии сознания. В этот раз зрителям сообщили через слайды, что они участвуют в эксперименте по экстрасенсорному восприятию. Их попросили сосредоточиться на проецируемых художественных репродукциях и мысленно "отправить" их Малькольму Бессенту, который спал в лаборатории Маймонида в 45 милях от них. Им не сказали о другой испытуемой, Фелиции Паризе (сотруднице Маймонида), которая лежала в постели дома и которую каждые девяносто минут будили по телефону. Результаты Бессента оказались статистически значимыми, а результаты Паризе - нет, что говорит о том, что осведомленность аудитории о нем усилила эффект. Однако участие нескольких «получателей», а не одного, как оказалось, не усиливает эффект.
Примеры прямых попаданий
В ряде случаев содержание сновидений было четко связано с картиной-мишенью и классифицировалось как прямое попадание.
В одну из ночей содержание сновидений Уильяма Эрвина включало такие фразы, как "Я был в классе, состоящем, возможно, из полудюжины человек; это было похоже на школу. Одна маленькая девочка пыталась танцевать со мной". В тот раз случайным образом была выбрана картина Дега "Школа танца", на которой изображен класс балетного танца, состоящий из нескольких молодых женщин.
Картина-мишень "Эколь де Данс" (1873), автор Илер-Жермен-Эдгар Дега
В другом случае сновидения испытуемого содержали следующее:
«...что-то о столбах... Просто столбы, стоящие из земли, и больше ничего... Какое-то ощущение движения... А, что-то про Мэдисон Сквер Гарден и боксерский поединок. Угловатая форма, как будто все эти вещи, которые я вижу, находятся в прямоугольной рамке. Угловатая форма, спускающаяся вправо, в правый нижний угол, как будто вы видите съемку, которая занимает целый квартал... Этот угловатый правый угол картины связан с боксерским поединком на Мэдисон-сквер... Я должен был пойти в Мэдисон Сквер Гарден за билетами на боксерский поединок, и вокруг было много крутых панков - людей, связанных с боем..
Целевым изображением была картина Джорджа Беллоуза "Демпси и Фирпо", изображающая знаменитый нью-йоркский бой 1923 года между чемпионами-боксёрами-тяжеловесами. (На самом деле бой проходил на городской арене Polo Grounds, а не в Madison Square Garden, который, однако, является главной ареной для боксерских соревнований и должен был вызывать естественные ассоциации).
Картина-мишень "Демпси и Фирпо" (1924) Джорджа Беллоуза.
В эксперименте с Ван де Каслом в первую ночь выбранной целью была картина Дали "Открытие Америки Христофором Колумбом". Свой сон он описал так:
Что-то связанное с материнством... Шла большая месса... В церкви некоторые люди, казалось, были одеты в белые одежды... какая-то довольно молодая мужская фигура... Казалось, что это была своего рода святыня или что-то государственной важности, что-то исторически значимое... Кажется, что люди были одеты в такие маленькие белые рясы, какие носят алтарники, и, кажется, их был целый ряд по всему фронту... Это было торжественно, достойно и в некотором роде таинственно...
Ему также приснилась привлекательная молодая женщина, с которой он недавно познакомился, и которая была одета в "шелковую" и "полупрозрачную пижаму", демонстрирующую ее соски".
Картина-мишень "Открытие Америки Христофором Колумбом" (1959) Сальвадора Дали
Анализ
Анализ результатов исследования Маймонида был проведен в 1985 году Ирвингом Чайлдом (Irving Child), заведующим кафедрой психологии Йельского университета. Он отмечает, что частые изменения в протоколе эксперимента затрудняют оценку данных в целом. Ирвинг также указывает на возможное осложнение в процедуре оценок: эксперт, получив несколько отчетов для ранжирования и обнаружив в одном случае «попадание в цель», может исключить рассмотрение этого изображения из других сессий, что, возможно, приведет к ошибке. Однако он также отмечает, что прямые попадания были скорее исключением, чем правилом, что сводит проблему к минимуму.
В целом Чайлд отмечает "сильную тенденцию" превышения количества попаданий над промахами, которую он оценивает как "значимую выше уровня 0,0001". "Очевидно, что тенденцию к превышению количества попаданий над количеством промахов нельзя обоснованно приписать случайности. Существует некий систематический - то есть неслучайный - источник аномального сходства снов с целями".
Мета-анализ, проведенный парапсихологом Дином Радином, показал, что общий процент успеха составляет 63%, что значительно превышает среднее ожидание случайности 50%, при этом вероятность случайного исхода составляет 75 миллионов к 1.17
Выводы
Ульман и Криппнер пишут, что появление телепатии во сне "заставляет нас сделать вывод, что природа и структура межличностного поля, а также характер динамических обменов, которые оно охватывает, гораздо более тонки и сложны, чем предполагают современные психоаналитические и поведенческие теории".
Исследователи также утверждают, что для экспериментов по телепатии сновидений важно использовать "мощные, яркие, эмоционально впечатляющие картины человеческих интересов". В их исследовании было обнаружено, что основные темы, такие как еда или питье, а также и религия, поддаются телепатии сновидений. Как и в предыдущих исследованиях, мужчины чаще видели сны о сексе и агрессии, а женщины, как правило, были более чувствительны к цветам и деталям окружения. Нередко тема целевой картинки вызывала сны о связанных с ней событиях в прошлом испытуемого.
Было установлено, что мужчины лучше воспринимают информацию, чем женщины, что, возможно, связано с их меньшей тревожностью в условиях лаборатории сна. Ранее было показано, что на экстрасенсорные сны сильно влияют настрой и настроение, а также общее качество открытости, и эти факторы были подтверждены в исследовании Маймонида.
Ульман предложил теорию, согласно которой состояние сна - это состояние повышенной бдительности и подсознательной обработки проблем. А экстрасенсорные способности используются как средство сканирования внешней среды на предмет угроз, настоящих или будущих.
Главный вывод Ульмана и Криппнера заключается в том, что психика «обладает латентной способностью к экстрасенсорным снам, которая с наибольшей вероятностью будет развернута... в фазе сновидений. Пси [Psi] больше не является исключительным даром редких существ, известных как "экстрасенсы", а представляет собой нормальную часть человеческого существования, которую при соответствующих условиях может испытать практически каждый". Общее признание пси как подлинного явления может позволить людям осознать, что они "менее отчуждены друг от друга, более способны к психическому единению и более способны к близости так, как никогда прежде не подозревали... в основной ткани жизни все и каждый связаны более тесно, чем можно было бы предположить по нашим дискретным физическим границам».