Несколько слов о сновидениях и сновидческих группах
Автор: Слепак Константин,
юнгианский аналитик, кандидат IAAP
Мы – люди имеем возможность жить в двух мирах: в мире яви и мире сна. Каждый из этих миров имеет свою логику, свои достоинства и недостатки, и было бы ошибкой отдавать приоритеты одному из них. Например, мир бодрствования более предсказуем и более продолжителен, но мир сновидений позволяет встречаться, хоть и символически, с далекими предками, уехавшими друзьями и с божествами – с теми, с кем общение в мире реальности невозможно. Мир сновидений для многих является единственным выходом за пределы временных и пространственных ограничений действительности. Два мира удивительным образом дополняют друг друга: люди, предметы и сюжеты из дневного мира часто наполняют содержание сновидений, а сновидения способны проникать в мир реальности в виде воспоминаний о приснившемся или в виде неожиданных творческих решений. Кроме того, сны могут оставлять о себе сильные впечатления, которые длятся очень долго. Наверное, всем знакомы сны, которые непонятны, но запомнились на всю жизнь и как бы тихонько зудят где-то внутри, напоминая о себе.
Видеть сновидения интересно, а работать с ними еще интереснее, да и полезно. Существует большое количество методов толкования сновидений: одни настаивают на буквальном понимании приснившихся образов как реальных людей и событий, другие направляют за расшифровкой сна к сонникам, где прописаны четко закрепленные за сновидческими образами значения. Более психологичные методы обращают сновидца к поискам индивидуальных смыслов в каждом сновидении. В этом способе толкования сновидений варианты значений, зависящих от индивидуальности сновидца, гораздо больше, чем имеется в любом словаре. Такой подход, возможно, наиболее затратен, поскольку требует времени и сосредоточенности, но только таким образом можно установить связь с той частью психики, которая посылает нам сны. Бодрствующее сознание, в которое попадают воспоминания и эмоциональные впечатления от сновидений после просыпания, является лишь адресатом сна, в то время как отправителем являются архетипические структуры бессознательного. У каждого человека с ними собственные уникальные, неповторимые отношения, и опыт практики в качестве юнгианского аналитика убеждает в том, что одинаковые образы снов для разных людей могут сообщать кардинально разные смыслы.
При систематическом внимании к снам они становятся бесценными помощниками, удивительно точно передающими состояние и намерения бессознательного. Внимание к снам – это внимание к себе, поскольку они никогда не приходят случайно, всегда вовремя; та часть психики, которая творит сны, умеет безошибочно выбирать момент, чтобы явить сон. Эта часть больше, сильнее, древнее и мудрее сознания, она – то, из чего родилось наше эго, и знает о нем значительно больше, чем эго о ней. Сны рассказывают нам об этой важнейшей части нашей души, почти недоступной для более прямого контакта. Ее познание и есть «самое трудное и изнурительное искусство» - самопознание. Таким образом, каждый сон информирует нас о том, что происходит в бессознательном и о том, как бессознательное реагирует на те или иные решения, либо действия сознания.
Сновидения всегда выражают сложную динамику личных и коллективных содержаний. В личном плане, они рассказывают нам, откуда происходят, какой предыдущий опыт воплотился в конкретном сне, а в коллективном – что значат для психики в целом и какой смысл должны донести. «Почему» и «для чего» - это два основных вопроса, которые сновидец должен задавать себе – «Почему сон приснился именно сейчас?» и «Для чего приснился сон? В чем его цель? Куда он должен меня привести?» Сны вневременны, они всегда про прошлое (Какой опыт выражен во сне?) и будущее (С какой целью приснился?). На стыке XIX-XX веков Зигмунд Фрейд назвал сновидения «царской дорогой к бессознательному», позже известный исследователь и теоретик юнгианской психологии Джеймс Хиллман добавил: «дорога с двусторонним движением». Это более точная метафора, потому что при работе со сновидениями происходит важный диалог между бодрствующим сознанием и «делателем» снов – бессознательным. В этой метафоре заключен основной, с точки зрения аналитической психологии, диалектичекий процесс, где сознание, исследуя скрытые связи, познает бессознательную психику, а бессознательное использует сознание для самовоплощения в реальной жизни.
Язык сновидений – это язык символов, выраженный визуальными образами, и каждый человек где-то в глубине понимает этот язык. Каждый человек обладает определенной эмпатией к сновидениям – это архетипически заложенная способность. Но важно создавать условия, чтобы это понимание и эмпатия возникли в сознании. Опыт работы со сновидениями в рамках индивидуальной аналитической практики и с малыми группами окончательно убеждает, что каждый сон обладает трансперсональными характеристиками, которые заключаются в том, что проникновение в сон одного человека возможно для других. Обогащающий эффект от рассказа и обсуждения сна в группе чувствует не только сновидец, но и все, кто участвует в этой работе. Изложение своего сна – это всегда самораскрытие, возможное лишь в доверительной атмосфере. Пожалуй, доверие – это основное условие, необходимое для работы со снами в малой группе. Конечно, сон можно рассказать, как третьесортный анекдот из дешевого печатного издания и всячески отрекаться от него, но этот допустимый в современном обществе вандализм по отношению к сновидению, показывает лишь то, насколько мы можем быть отчуждены от самих себя, насколько плохо мы способны ценить творчество своего бессознательного. Умение обращаться с каждым сном как с произведением искусства, умение делиться им как бесценным посланием увеличивают взаимопонимание в семьях, в группах, делают людей ближе друг к другу, позволяют ощутить единение с другими людьми и с миром.
Группы по работе со сновидениями, ведущим или соведущим которых я являюсь, позволяют соприкасаться с очень разными снами очень разных людей. Чаще всего после рассказа очередного сновидения возникает ощущение, что сон настолько непонятен, что даже неясно, с какой стороны к нему подступиться. Снова приходит привычная мысль, что я ничего не понимаю в сновидениях, снова вспоминаю слова К.Г. Юнга: «Чего только в снах нет! Сны могут быть безжалостными истинами, философскими сентенциями, иллюзиями, дикими фантазиями, воспоминаниями, планами, предвосхищением событий, даже телепатическими видениями, иррациональными переживаниями и Бог знает, чем еще». Наверно, другие члены группы тоже чувствуют и думают что-то подобное… Тогда мы начинаем прислушиваться к своему телу, как оно отреагировало на рассказанный сон. Тело – тонко настроено на понимание снов, оно хорошо чувствует энергетику и выражает свое мнение как может: холодеет или потеет, стремится двигаться или, наоборот, засыпает, хочет уйти, недослушав сон, или расслабляется в спокойствии, начинает дрожать или чесаться, или немеет. Телу можно и нужно верить в деле работы со снами.
Затем, возникают чувства - с трудом уловимые или наоборот кричащие - они могут совпадать с телесными импульсами или дополнять их. Телесные реакции и чувства, возникающие в ответ на сон, выражают, как правило, наше непосредственное, отчасти сознательное, отчасти бессознательное мнение. Даже если у нас еще нет рационального понимания предъявленного сновидения, но мы уже соприкоснулись с ним, вошли в него. Он уже стал нашим и работает в нас. Теперь он решает и наши внутрипсихические задачи. После того, как телесные реакции распознаны, а чувства выражены, мы начинаем делиться ассоциациями, которые возникают в связи со сном в целом или с отдельными частями или деталями сна. Все, что мы делаем, мы делаем для сновидца, мы помогаем ему понять и принять послание, которое ему сложно было бы расслышать самому. Сновидец сам определяет, в какой степени он готов слушать группу, он может реагировать: дополнять, спорить, а может сдерживать свои реакции. Тем временем мы продолжаем делиться ассоциациями и амплификациями на тему сновидения. Амплификация – это важный метод аналитической психологии Юнга – это особое ассоциирование сновидения с культурными, религиозными образами, образами искусства или естественной природы. Амплификация, как синтетический метод, позволяет вплести сновидение в культурно-историческую или религиозную ткань человеческого бытия. Поскольку сновидения всегда связаны с архетипическими глубинами коллективной психики, то образы практически любого сна можно найти в работах художников, скульпторов или кинорежиссеров, в религиозных доктринах, в древней, классической или современной литературе и в других культурных источниках. Развивая образ, мы заставляем его резо¬нировать со сходными образами, имеющимися в коллективном бессознательном. Ассоциируя и амплифицируя образы сновидения, мы расширяем сновидение, позволяя ему жить естественной жизнью, независимо от сознания сновидца. Такое аккуратное отделение сновидения от мнения сновидца позволяет ему взглянуть на него сквозь призму группового воображения. Задача группы состоит в том, чтобы оживить «старую незабытую мудрость, хранящуюся в нас» при работе с каждым конкретным сновидением.
Сновидение всегда активизирует в группе фантазии, доступные сновидцу и целительные для него. Например, если змей, появившийся во сне, был непонятен и недоступен сновидцу, то он может обнаружить смысл этого образа через Великого Полоза из сказок Бажова или через Змия-искусителя из Эдемского сада, через змея, побежденного Святым Георгием, или через Пифона, побежденного Апполоном, через притчу о том, что женщина иногда уходит из дома, чтобы превратиться в змею и плеваться ядом, или через змею, склонившуюся над чашей Асклепия. Или другой пример – образ цветка гвоздики, который сновидец воспринимает исключительно в качестве похоронного цветка, в группе начинает жить своей образной жизнью: кто-то вспоминает, что гвоздика – это цветок страсти или любви, кто-то предлагает свои знания того, что этот цветок в некоторых религиозных текстах упоминается как символ страданий Христа, кто-то – что в Древнем Риме гвоздики получали воины, вернувшиеся с победой, кто-то напоминает всем, что это цветок Первомая – демонстраций, всенародного радостного праздника, а кто-то предлагает версию, что в английском языке слово «carnation» означает и гвоздику, и телесный цвет. Ассоциация с телесным цветом, с живым телом достраивает недостающий для понимания сна элемент, и сновидец благодарит всю группу за помощь. Таким образом, группа выполняет важную терапевтическую функцию, дополняя мнение, что сон про депрессивное похоронное состояние, противоположностью – цветом живого тела. Так не самый главный, как казалось с начала, элемент сна становится целительным символом, который соединяет, а возможно и исцеляет в психике сновидца глубокое расщепление между живым и мертвым. Невозможно найти окончательное и единственно верное толкование сна или даже его элемента. Сон всегда и про «здесь», и про «там», и про «тогда» и про «сейчас», но одно из множеств посланий сна с гвоздикой – это послание о живом теле и живой душе – и с помощью группы оно был донесено до сознания сновидца.
Наша психика, как открытая система, предусматривает такой эмпатийный способ взаимодействия между людьми. В традиции юнгианской психологии принято верить в мудрость психики, в целительные возможности образов сновидений. Мы считаем, что сновидение ничего не утаивает – оно есть то, что оно есть, оно бесхитростно и не склонно обманывать нас. Каждое сновидение самодостаточно и содержит все, что необходимо для его понимания. Оно нуждается лишь в том, чтобы быть услышанным. Оно даже готово сниться снова и снова, пока сновидец не приложит сам или с помощью специалиста усилий для понимания символического послания. Такое послание может качественно изменить жизнь, потому что часть души, которая создает сновидения, заботится о нас. Юнг говорил, что сновидение дает материал, которого не хватало, и тем самым улучшает состояние пациента.
Сновидческие группы не являются лечебными, учебными или психотерапевтическими, мы не прикладываем целенаправленных сознательных усилий, чтобы выслушать, вникнуть в личную ситуацию, посочувствовать, поддержать или проинтерпретировать. Ничего подобного в наших группах нет. Мы лишь, доверяя образам снов, позволяем им жить, и ждем, когда они сами раскроют свой смысл и значение. И такой подход позволяет почувствовать участникам благоприятный терапевтический эффект, но не потому, что ведущий работает в группе психотерапевтом, хотя мы иногда используем арт-терапевтические или психодраматические приемы, а потому, что приоткрывшееся сновидение обладает мощным потенциалом обогащать и углублять нашу жизнь, достраивать недостающие части, уравновешивать односторонние стереотипы упрямого сознания.
Условно, мы можем называть нашу работу «онейротерапией» от греческих oneiros – темное, непрозрачное сновидение и therapéia – изначальное значение – культ, поклонение. В каком-то смысле мы действительно поклоняемся сновидениям, по крайней мере, мы благодарны за то, что во время сна можно соприкоснуться с ресурсностью и изобретательностью бессознательного. А еще мы занимаемся лечением самих образов, лечением во-ображения, потому что современный человек перестал понимать и создавать образы. Мы уступили это право коммерческим специалистам, технологиям, визуальным рекламам и прочим достижениям последних нескольких десятков лет, но как же можно взаимодействовать с Душой без развитого во-ображения? Ведь психика или Душа раскрывает себя в форме образов, образы – это её жизнь.
Юнг писал, что тот, кто смотрит наружу – спит, а тот, кто смотрит внутрь – пробуждается. Воображение – это один из способов смотреть внутрь.
Московская Ассоциация Аналитической психологии занимается просвещением и развитием психологических и философских взглядов Карла Густав Юнга. Базовые учебные программы МААП: «Юнгианская психотерапия» и «Теория и практика детского психоанализа» позволяют получить необходимые знания и отработать навыки специалиста, работающего в аналитическом ключе. После прохождения этих учебных программ желающие могут начать свой путь интеграции в международное юнгианское сообщество (IAAP). Кроме того, МААП предлагает интересующимся глубинной психологией большое количество краткосрочный учебных курсов по юнгианскому подходу к психосоматике, песочной терапии, Таро, юнгианской типологии, мифологии и пр. А также – группы, нацеленные на самопознание: группы, работающие со сказками, Юнгианский киноклуб, Литературный клуб, сновидческие группы.
МААП регулярно привозит в Москву известных теоретиков и практиков аналитической психологии, а также активно ведет издательскую деятельность, переводя на русский язык и публикуя значимые работы по юнгианской психологии и психотерапии, тематические сборники и большое количество статей.
На сайте ассоциации www.maap.ru представлена вся информация о МААП, списки интересных психологических фильмов, учебной и художественной литературы, рекомендованные аналитические психологи, к которым можно обратиться за консультацией. Также на сайте действует бесплатная услуга «Виртуальный аналитик».