Открытия во сне - продолжение
Предлагаю снова поговорить об открытиях и изобретениях, «подсмотренных» их авторами в своих снах. В прошлой статье мы говорили об открытиях достаточно масштабных, таких как планетарная структура строения атома, здесь же я предлагаю поговорить о вещах прозаических, но от этого не менее интересных.
Вот, например, дробь. Не математическая, а та, что вылетает из ружейного ствола. Предмет важный, спросите у любого охотника. До конца XVIII века дробинки не были круглыми, - они могли быть овальными, каплевидными и т.п., что было вызвано способом изготовления. Способов было много: заготовки рубили из свинцовой проволоки, а потом обкатывали на специальных барабанах; лили свинец с небольшой высоты в жидкость; а для пущей «прецезионности» даже отливали и обрабатывали каждую дробинку в ручную. Учитывая, что дробинок в заряде не менее двух сотен, можете себе представить его стоимость и время изготовления. Некоторые вообще предпочитали не связываться с промышленно изготовленной дробью, а рубили пруток подручными средствами, получая т.н. «жеребья». Дёшево и сердито, но летит такая псевдо-картечь недалеко, некучно да и портит оружие.
В 1782-м году английский слесарь Уильям Уотс патентует свой метод изготовления дроби «вполне застывшей, а по форме совершенно круглой». Утверждалось, что новый способ пришёл к изобретателю во сне. Уотс был водопроводчиком, и его сон был связан с водой: в его видении шёл дождь, и капли, падая с большой высоты, были идеально круглыми. Но ведь дробь уже пробовали изготавливать, выливая синец в воду? Да, но ошибка предшественников Уотса была в неправильной высоте падения свинцовых капель, которые за краткое время не успевали достаточно «округлиться». Кроме того, изменяя высоту падения, можно было добиться различного размера дробинок. Идея была до того проста, что для её внедрения не потребовалось много времени. Специальные дроболитейные башни можно было видеть ещё недавно, так, одна из них, построенная в 1826-м году, была продемонстрирована посетителям Фестиваля Британии в 1951-м.
Швейная машина, машинка, как ласково называли её хозяйки. До сих пор не могу простить себе, что в своё время отнёс на помойку бабушкин «Зингер», прекрасно справлявшийся, кстати, со своими обязанностями, несмотря на почтенный возраст. Но что делать – ручной привод сейчас не в тренде.
Появились первые образцы этого полезного устройства в начале XIX века и поначалу близко копировали ручной способ получения стежка. Однако это было неудобно: игла с ушком на противоположном острию конце не подходила для механизма. Механики бились долго, был даже предложен вариант иглы с двумя остриями и ушком посередине. Специальные щипчики должны были подхватывать такую иглу то с одного, то с другого конца, воспроизводя манипуляции «живой» швеи. Понятно, что такое усложнение системы было нетехнологично и дорого, поэтому не прижилось. К тому же (кто бы мог подумать) шило устройство хуже и медленнее человека.
Над усовершенствованием швейной машинки работали многие учёные: Фишер, Гиббоне, У. Хант, Элиас Хоу и др. Но именно американский механик Хоу получил патент на основную технологию машинного шитья. Его машина могла делать 300 стежков в минуту и была названа журналом «Scientific American» «экстраординарным изобретением». Как Вы, возможно, догадались, благодарить за это Хоу должен своё сновидение.
Снилось ему, что он попал в лапы людоедов, которые грозятся его съесть, если он прямо тут же не придумает швейную машинку. Прекрасный, согласитесь, стимул для научной мысли, - но не только. Во сне Хоу увидел, что копья в руках у дикарей какие-то необычные, а именно имеют отверстия в остриях. И, проснувшись, изобретатель понял – вот ответ на инженерную задачу. Отверстие иглы для швейной машинки нужно сместить к острому концу, этим снимаются все препятствия к быстрому и равномерному шитью!
А дальше было много разного, в основном, связанного с коммерческим использованием изобретения и приоритетами (т.е. авторскими правами); но, в конце концов, Хоу объединяет свои активы с тем самым Айзеком Зингером, с рассказа о швейной машинке которого мы начали.
Идея шариковой ручки тоже не очень нова. Патент на такой принцип пишущего устройства был получен в 1888-м году Джоном Лаудом. Различные типы подобных устройств запатентовали в начале ХХ века Дж. Паркер и В.В. Райзберг. Однако с первыми образцами не всё было в порядке: они либо текли (если резервуар заполнить обычными чернилами), либо не текли и застывали на шарике (если воспользоваться загустителем). Кроме того, первые шариковые ручки обладали интересным для стороннего наблюдателя свойством - могли нормально писать только в определённом диапазоне температур.
И тогда венгерскому журналисту Ласло Биро приснился сон. Ему снилось, что с улицы в его окно заглядывают какие-то люди и мешают ему работать. Во сне журналист схватил ружьё и выстрелил в хулиганов. Но ружьё оказалось заряжено чернилами, да к тому же ствол забивал какой-то шарик. Проснувшийся Биро зарисовал увиденную конструкцию, что-то ему напомнившую, а позже с помощью своего брата-химика Георга занялся разработкой пишущего устройства, основанного на принципе цилиндра с чернилами и шариком. Братья перепробовали десятки вариантов, пока в конце концов не получили предмет, который каждый из нас ежедневно держит в руке. Произошло это в 1938-м году. Возможно, братьям Биро помогло и то, что они плохо знали историю изобретений и не подозревали, что до них уже была сделана 351 попытка создать исправно функционирующую шариковую ручку.
История изобретений и открытий знает немало подобных и даже более удивительных историй. Великий французский учёный - философ, математик, механик, физик и физиолог Рене Декарт (1596-1690) – увидел во сне в возрасте двадцати трёх лет книгу, которую сам назвал Scientia mirabilis ("Сумма всех наук"). Книга содержала указания на пути научных исследований, которые впоследствии принесли Декарту славу. А индийский математик-самоучка Сриниваса Рамануджан Айенгор (1887-1920), которого называют величайшим математиком Индии, говорил, что все его открытия ниспосланы ему в снах богиней Намагири (одной из ипостасей Лакшми). Что характерно, уравнения богиня писала лично.
Не осталась в стороне и литература: Данте увидел во сне идею «Божественной комедии», а Мери Шелли – Франкенштейна; доктор Джекил и мистер Хайд тоже явились Стивенсону во сне. Стивен Кинг утверждает, что созданию романа «Мизери» и некоторых других он также обязан сновидениям.
Возможно, когда-нибудь наука объяснит нам до конца природу «сонных прозрений», но… так ли уж нам это нужно? И не станет ли от этого наша жизнь скучнее? Нет ответа. Может быть, прилечь?
Автор: Х.Иванов