Толкование сновидений в Древнем Египте

Читаем о снах » Публикация от 30.07.2016

В древнеегипетской культуре, Греции, Византии, Риме сновидениям отводилась важная роль. Сновидения воспринимались как информация с Божественных и над-материальных планов. Трактовкой снов могли заниматься представители жреческого сословия. Впоследствии методы и техники трактовки сновидений были заимствованы многими культурами именно из египетской традиции. 

Сон как совет, наставление и предупреждение 

В рамках египетского представления о строении Мироздания сон рассматривался как возможность человека проникнуть за границы реальности и войти в контакт с более разумным миром — миром Богов, миром мертвых. 

Сновидение при таком подходе считалось закодированной информацией, которая выражала предупреждение об опасности, совет или указание о поведении в конкретной ситуации или выборе. 

  • Египтяне выделяли особую группу «ложных» сновидений. Такие опасные контакты давали сновидцу опыт или информацию, после которой он умирал или терял разум.
  • Позитивные сновидения могли подсказать правильное решение, предупредить о предательстве, защитить от происков врагов.

Современное восприятие сна как ирреального процесса, своеобразной жизни сознания, древним египтянам было незнакомо. Для них сновидение было частью реальности. Более того, способность видеть сны уравнивала всех людей между собой, ведь такой способностью обладали и цари, и рабы. В римской юриспруденции вполне серьезно велись споры о возможности аннулирования покупки раба, если он мог видеть пророческие сны. 

Также сны разделялись на:

  • спонтанные («не-испрошенные»);
  • вызванные искусственно («испрошенные»).

Испрошенные сны — специальная жреческая практика, проводившаяся обычно с больными. В храмах Абидоса, Дендеры и других городов больные проводили ночь и загадывали сон-предсказание о своем выздоровлении. 

С помощью жрецов человека вводили в состояние гипноза, во время которого читались обращения к одному из божеств. Дух божества должен был явиться человеку и сообщить об исходе его болезни. 

Подобный ритуал проводили и врачи, чтобы получить рекомендации относительно лечения, выбора препаратов. Многие сохранившиеся свидетельства описывают случаи явления божеств и получение необходимых ответов. В таких ситуациях жрец считался верным и искусным. Если же явления не происходило, то жрец обвинялся в непорядочности и недостаточных знаниях. 

Египетская традиция оказалась уместна и в Греции. В 4 веке до н.э. там работало более 300 храмов, где проводились целительные сновидческие ритуалы с жертвоприношениями животных, драгоценностей, денег. 

Критическое отношение к снам 

Вместе с восторженным и мистическим отношением к сновидениям развивалась и критическая ветвь. Скептицизм в отношении подобных откровений от Богов был свойственен аристократии и философской прослойке. 

В периоды социальных колебаний и нестабильности разворачивалась серьезная полемика с лагерем скептиков. Ряд мыслителей заняли нейтральную позицию, которой придерживался, например, Цицерон. Он утверждал, что если кто и может толковать образы сновидений, то только очень образованные люди, но не невежды. По словам Цицерона, в любом случае лучше отправляться к врачу за лекарствами, чем входить в гипнотический сон и ждать откровений. 

Профессия толкователей снов 

В древней Греции и Риме существовала особая профессия толкователей сновидений. Занятие считалось наследственным, знания передавались в устной традиции или тщательно шифровались. 

В Риме 3-1 в. до н.э. о важных сновидениях граждан государства докладывали сенату. Если сон содержал предсказание о несчастье для страны, его отправляли на рассмотрение децемвирам — мудрецам, которые были ответственны за ведение Сивиллиных книг. Они должны были предложить лучший способ умилостивления богов и предотвращения несчастья. 

В период Империи власть начала опасаться толкователей снов, прорицателей и выпустила ряд законов против смущения нравов народа. Толкователи подвергались публичному бичеванию, реже — казням. Известны и случаи сговоров против правительства. Египетские толкователи участвовали в заговоре против Рамсеса 3. 

Техники толкования сновидений в Египте 

Египтяне внимательно наблюдали за сновидениями, тщательно записывали все случаи сбывшихся пророчеств. Само слово «сновидение» было родственным слову «бодрствование», что подтверждает отсутствие разницы между реальностью и сном в египетском взгляде на мир.

Методика трактовки жрецами снов опиралась на несколько подходов. 

  • Сон разбивался на две части — вопрос и ответ, каждой из частей отыскивались необходимые образы из сновидения. 
  • В толковании важное значение уделялось созвучию слов, что давало повод объединять с первого взгляда несовместимые образы. Дерево («nˁḫt») в сновидении означало потерю («nḫj»), кошка («mjwˁȝ») была предвестником большого урожая («šmwˁȝ»), украшения означали благополучие, журавль — радость и счастье, мокрая одежда — драку и ссору. 

Использовали толкователи и принцип противоположности, который сохранился и во многих современных сонниках. Смерть во сне означала долгую жизнь, слезы снились к радости.

Комментарии читателей:

[01.01.2022] Света

Интересно, что в нашем народе тоже есть система истолкования по созвучию слов: видеть корову - к рёву, баню - к брани, мальчика - к маете, а девочку - к диву... По-видимому, эти истолкования большей частью неудачны, потому что эта система почти полностью утрачена. Система истолкований "по сходству смысла или эмоций" оказалась более живучей, а значит, ближе к истине; в соответствии с ней видеть баню - к болезни (в бане человек слаб, расслаблен, беззащитен), а веселых и здоровых детей любого пола - к радости... Хотя наряду с тем используется и толкование "от противного": действительно, смерть - к долгой жизни, слёзы - к радости. Вот, оказывается, насколько это древняя традиция...

Оставить свой комментарий:
12345
e-mail нигде не выводится, нужен лишь для отправки уведомлений